18:48, 19 апреля 2024 Пт

Правозащитник Дауталиева призывает президента не подписывать проект ВБ на 50 млн долларов США

Правозащитник Дауталиева призывает президента не подписывать проект ВБ на 50 млн долларов США — Today.kg

Правозащитник Анара Дауталиева призывает президента Сооронбая Жээнбекова не подписывать закон о проекте ВБ на 50 млн долларов США 

Речь идет о законе КР «О ратификации Соглашения о финансировании между КР и Международной ассоциацией развития по проекту «Образование для будущего», подписанного 7 мая 2020 года в Бишкеке и одобренный 11 июня 2020 года в трех чтениях Жогорку Кенешем КР. Очередной проект Всемирного Банка «Образование для будущего» на 50 млн долларов, по ее словам, не эффективен и его нужно вернуть на повторное обсуждение. 

Анара Дауталиева предлагает президенту Кыргызстана начать процесс определения нелегитимности долга по двум проектам: «Сельское образование» (2004-2011) - сумма 15 млн долларов США и «Поддержка реформ в секторе образования» (2014-2018) – сумма 16,5 млн долларов США. И признать неподлежащим к выплате этого долга Кыргызстана перед Всемирным Банком (ВБ).

Также правозащитник предлагает провести государственный аудит эффективности реализации проекта ВБ «Поддержка реформ в секторе образования». (16, 5 млн долларов США)

Свои мысли и выводы на основе многолетнего мониторинга она написала в письме на имя Президента Сооронбая Жээнбекова и в адрес центрального офиса Всемирного банка (Вашингтон), который приводим полностью:
 

Открытое обращение

 

Уважаемый Сооронбай Шарипович!

 

Убедительно прошу Вас, не подписывать Закон КР «О ратификации Соглашения о финансировании между КР и Международной ассоциацией развития по проекту «Образование для будущего», подписанного 7 мая 2020 года в г Бишкек»,одобренный 11 июня 2020г в трех чтениях Жогорку Кенешем  КР очередной  проект Всемирного Банка «Образование для будущего» на 50 млн. долларов и вернуть его на повторное рассмотрение, так как произошло грубейшее нарушение правил и политик как банка, так и национального законодательства, в части обязательности проведения широкоформатных общественных консультаций. В результате, мы не получили в очередной раз информированного, осознанного и добровольного согласия родителей школьников и учителей на проведение нового раунда помощи в области образования. Этот проект заранее обречен на провал, в то время, когда наша страна и так обременена выплатой внешнего долга. Проект должен быть вынесен на широкое обсуждение родителей и учительской общественности, дабы исправить следующие провальные недочеты.

 

На протяжении ряда лет (с 2008 по 2020 годы) наша организация ведет общественный мониторинг положения дел в системе образования КР.  В связи с чем, я активно участвовала и участвую в мониторинге реформ образования.

Обращаю Ваше внимание, что в мониторинге реформ образования, включая оказание международной помощи, также неоднократно представляла на высоком уровне свои аналитические отчеты о проблемах, как ответственным лицам национальных государственных органов, так и международным банкам развития.

 

В рамках данного соглашения Кыргызстан получит 50 млн долларов, из которых 25 млн долларов в виде гранта, а 25 млн долларов – в виде кредита (http://bilim.akipress.org/ru/news:1624709//). Об этом министр образования и науки К. Исаков озвучил следующее:

- до 2024 года во всех зданиях, находящихся на балансе айыл окмоту, будет проведена реконструкция и открыты 500 детских садов. Туда будут закуплены учебные принадлежности, в детских садах будет проводиться подготовка к школе;

- 1200 школам будут переданы по 30 компьютеров, 7 проекторов, а также открыты по 6 мультимедийных классов;

-  в 2024 году кыргызстанские школьники будут участвовать в оценке

PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, Programm efor International Student Assessment). В рамках подготовки 36 тыс. учителей пройдут подготовку, будет пересмотрен метод обучения.

 

Только вот каким образом министр К. Исаков планирует обеспечить реализацию такого большого проекта, даже не проанализировав и не оценив полный провал предыдущего проекта?

               Нас в очередной раз ввели в заблуждение «привлекательными названиями», цифрами. Привожу из официального документа по проекту ВБ «Образование для будущего» (ноябрь 2019 г)” выдержки:

               С учетом всех подкомпонентов проекта очевидно, что в рамках подкомпонента 1.1 будет оказано содействие в установке туалетов внутри помещений и санитарно-технического оборудования, предназначенных для детей, в помещениях существующих зданий общинных сменных детских садов (СДС), что также предполагает проведение ремонтных работ в существующих здания.

               Учитывая, что ремонтно-строительные работы в рамках подкомпонента 1.1 будут небольшими по своему масштабу, подрядчики для ремонта ПДС будут привлекать рабочую силу средней квалификации с биржи труда. Скорее всего, эти работники будут по большей части мужского пола (это особенно касается малоквалифицированных рабочих). 

 

ВЫВОДЫ: 1) В республике 465 айыл өкмөтү, которые могли бы сами произвести в 500 детских садов такой мелкий ремонт, и также использовать неквалифицированный труд при ремонте в дошкольных учреждениях за 5 лет, а в школы поставлять дешевый компьютер. Здесь напрашивается вопрос: Зачем обременять наше государство очередным кредитным долгом? Кто за это понесет в будущем наказание?

2)Только к 2024 году предполагается участие в PISA, то есть мы сами признаем 15-летний провал в образовании! И очередной проект ВБ «Образование будущего» в 50 млн.долларов просто продолжит инерцию прошлых лет, это очевидно с учетом карантина из-за пандемии короновирусной инфекции. Так как отказ Кыргызстана от участия с 2009 года в Programm efor International Student Assessment, PISA (тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, проходит раз в три года) и есть доказательство провала!!!

Ответственность министра образования и науки КР К. Исакова

при принятии решений   проекта «Образование для будущего»

 

Министр образования К. Исаков, вступивший в должность в сентябре 2019 г.,на которого возлагались большие надежды Вами, не провел «работу над ошибками» в вверенном ему ведомстве и продолжает способствовать системному разрушению национального образования с «проектантами».

Элементы коррупции, плохого управления, приверженность в выборе кадров при отборе к родственным отношениям и связям, ранее имели место в проектах ВБ, АБР и других доноров за все годы независимости и сейчас осталось без изменения, а с точностью наоборот усугубилось. Например, как стало известно широкой общественности, министр МОН КР К. Исаков привлек по протекции специалиста по образованию представительства ВБ Султановой Г., бывшего директора ОРП ВБ при МОН КР «Поддержка реформ в секторе образования» А.Айнекенову на подготовку дизайна и реализацию нового проекта ВБ «Образование для будущего» заявленной суммой в 50 млн. долларов США.

Я уверена, что министру нужно было с чрезвычайной осторожностью подходить к настоятельным рекомендациям людей, сполна проваливших предыдущие проекты в образовании. Только широкое общественное и профессиональное обсуждение основных направлений проекта, а не единоличное административное решение министра вместе с «кучкой» несостоятельных специалистов - в лице представителя ВБ Г.Султановой, бывшего директора ОРП ВБ при МОН КР «Поддержка реформ в секторе образования» А.Айнекеновой и начальника УДШВО МОН КР М.Усеналиева (его личное бездействие и ненадлежащее исполнение прямых задач как главного органа управления и привели весь сектор к стагнации).

Без широкомасштабного, полноценного, общественного обсуждения о реформах в области образования с привлечением всех заинтересованных сторон, новый дизайн проекта кулуарно обсуждался министром К.Исаковым, Г.Султановой и А.Айнекеновой и еще около 20 участниками «проектантами», без учета интересов 1 млн 200 тыс. учеников, 75 тыс. учителей и общественности.

Необдуманная политика, проводимая в системе образования на протяжении 25 лет, привела:

·         к отсутствию навыков самостоятельного разрешения проблем в области образования, в частности, по составлению национальных стратегий и программ. Тщательная проверка может показать формальное выполнение данных стратегий и программ;

·         к диктату внешних доноров многочисленных проектов, имеющих собственную повестку дня при отсутствии явно выраженной политической воли правительства защищать национальные интересы;

·         нет и не было практики предварительного обсуждения запускаемых программ с обществом, в первую очередь с учителями, родителями, профессурой и другими заинтересованными сторонами. Родителей и учеников, без их ведома, ставят на экспериментальный режим, без учета компенсации возможного причинения им ущерба.

 

Также отмечу следующее,

2020 год

COVID-19, дистанционное обучение в КР. Помощь или разрушение проектов ВБ?

 

 Совсем недавно министр образования К.Исаков публично обмолвился, что в последующем, после снятия карантина по COVID-19, министерство рассмотрит возможность дальнейшего использования дистанционного обучения школьников республики в первой четверти 2020-2021 учебного года (родительская и учительская общественность с ужасом восприняли это заявление).

Однако, говорить о замене стандартного обучения преждевременно. Возможно, это связано с некомпетентностью отдельных специалистов министерства, не понимающих разницы дистанционного и электронного обучения и тем, что министр К.Исаков – руководитель из системы высшего образования и ему сложно разобраться во всех особенностях системы школьного и дошкольного образования, так как это принципиально разные области образования.

Дистанционное обучение вынужденная и временная мера в школьном образовании и является лишь резервным способом только в Чрезвычайном положении, но дистанционное обучение никоим образом не заменит – УЧИТЕЛЯ и стандартное классическое обучение «лицом к лицу», живое общение, теплоту человеческого взгляда, интонацию голоса, идущую от сердца учителя, человеческие отношения и эмоции.

Министр образования К.Исако рапортовал об успешности дистанционного обучения в Кыргызстане во время карантина, но это не соответствует действительности. Оно не дало ощутимых результатов по  трем причинам.

 Во-первых, эффективное усвоение программного материала при дистанционном обучении прямо пропорционально зависело от компетентной подготовки самого учителя  (более 11,5 тысяч учителей, прошедших  повышение квалификации  в 2016-2017 г по проекту ВБ «Поддержка реформ в секторе образования» не дали тех ощутимых результатов) и социального уровня семьи (около 60% семей, в том числе и педагогов не имеют доступа к интернету, компьютерам, смартфонам и телевизорам).

 Во-вторых, оно было бы более успешным, если бы каждый ученик имел бы полный комплект качественных учебников нового поколения, в том числе и электронные учебники, а учителя качественные методические и дидактические пособия, а также надлежащий доступ к информационным технологиям, несмотря на то, 2020 год – объявленный Вами - Годом цифровизации и поддержки детей. 

КР является единственной страной, где дистанционное обучение проводилось посредством сотовой связи (по мобильному телефону). 

В-третьих, провал    почти всех компонентов в предыдущих (двух проектах ВБ)  показал  при дистанционном обучении в 2020 г, а именно: по программам обновления предметных стандартов, содержания повышения квалификации учителей (10 000 НШ + 1 500 завучей), применение инновационных технологий для повышения качества образования, которые должны были способствовать тому, чтобы учителя(5-6 классов) овладели необходимыми компетенциями, учебники (5-6 классов). В большинстве своем, по итогам реализации проектов ВБ учителя не овладели интернет – технологиями и не смогли адаптироваться к новым условиям.  Учитель, ученик, родитель при введении карантина по COVID-19, остались со своими проблемами, лишь получив директиву на дистанционное обучение

 

 

Проекты ВБ с 2011 по 2019 гг

Провалы

Многочисленные кредиты и гранты, получаемые от международных финансовых доноров (ВБ, АБР и др.), и бюджетные средства, выделяемые для сектора образования, в полной мере не реализовали конституционное право каждого жителя страны на гарантированное получение качественного базового образования.

4 марта 2014 года вступил в силу Закон КР № 38 «О ратификации Соглашения о финансировании проекта "Поддержка реформ в секторе образования" между КР и Международной ассоциацией развития, подписанного 9 октября 2013 г.» в рамках проекта «Поддержка реформ в секторе образования», который окончательно добил наше образование в сумме - 16,5 млн долларов США, срок реализации проекта по 2018 год, и был пролонгирован еще на год (2019 г.) в связи с тем, что самим ВБ и МОН КР привлекались некомпетентные специалисты в ОКП ВБ (Султанова Г., Айнекенова А., Сарыбаев И. и др.). Чиновникам всех уровней некогда рассматривать детали, чем воспользовались «проектанты», получившие добро от Министерства образования. При этом, мы еще будем им должны за разрушение - 9,1 млн долларов, которые являются кредитом, а 7,4 млн выделяются в качестве гранта. Всего полтора десятка миллионов достаточно для экономических убийц, чтобы лишить будущего нашу страну, которая была флагманом образованности в советское время!

Проекты от доноров, как всегда заявляются на улучшение базового образования. Этот оптимизм скрывает действительную задачу - навсегда отлучить наше общество от интеллектуальных достижений современного мира, заставить смириться с ролью мигранта, тачечника и других низкоквалифицированных специалистов. Тем более, нынешним политикам некогда задуматься о деталях очередного проекта, для них он - лишь инвестиция. И этим пользуются проектанты с согласия руководства министерства образования КР.

К сожалению, проект «Поддержка реформ в секторе образования» реализовывался на «достижениях», полученных при поддержке ВБ по проекту «Сельское образование» (2004-2011), якобы помогавшего кыргызскому правительству в проведении реформ через внедрение схем по эффективному управлению ресурсами школы, разработку учебников и создание метода оценки успеваемости учеников. На самом деле мы не увидели результатов заявленных целей реформы образования. Их практически нет. С их помощью МОН КР загубило наследие советского образования, а новой модели, отвечающего вызовам современного мира, не дали. Это четко показало дистанционное обучение во время ЧП (карантин поCOVID-19).

 

О прошедших и предстоящих  проектах в области образования и международной помощи

ВБ и АБР в 2020 г выделяют впервые значительные средства, примерно по 50 млн. долларов США на образование.

Если за последние 16 лет ВБ было выделено на реализацию двух проектов в области образования - всего 31,5 млн. долларов, где  львиная доля этих средств расходовалась по компонентам обновления предметных стандартов и обеспечению учебниками (более 4 млн. экземпляров), то по новым проектам более 50 млн долларов США будут израсходованы на программные цели (где ранее я выше отмечала) (ВБ: 19% - консультационные услуги, 11 % - программные цели, то есть в никуда): многочисленные семинары-тренинги, конференции, наем дорогостоящих иностранных консультантов, списание на транспортные и гостиничные расходы, необоснованно дорогостоящее содержание сотрудников ОРП, без учета потребностей школ и садов  республики, исключив напрочь компонент по обновлению и внедрению предметных стандартов, а также  по обеспечению учебниками. Произойдет, в сущности, разбазаривание финансовых средств, тем более, по проекту ВБ происходит распыление средств между школами и детскими садами, вместо консолидации средств на одном стратегическом направлении – поддержке школ.

Будто все проблемы школ успешно решены, и можно заниматься исключительно постмодернистскими упражнениями («обсуждение и оценка, и еще раз обсуждение и оценка»), к тому же намечено вновь несогласованные ни с кем изменения в дошкольной сфере:

Компонент 1: Улучшение преподавания и обучения

Подкомпонент 1.1: Расширение возможностей подготовки к школе для детей, в недостаточной степени охваченных образовательными услугами

            Подкомпонент 1.2: Повышение эффективности практики преподавания

            Подкомпонент 1.3: Высокотехнологичная поддержка обучения

            Подкомпонент 1.4: Улучшение измерения результатов обучения

Компонент 2: Управление реализацией, ориентированной на достижение результатов

Подкомпонент 2.1 Поддержка реализации

Подкомпонент 2.2 Вовлечение граждан

Вовлечение граждан – в данном дизайне этого Проекта, это просто намерение одеть «смирительную рубашку» на родителей и учителей с несогласованным ранее с ними дизайном проекта. Заявление о том, что произойдет значительное продвижение в международном рейтинге PISA – это сознательный обман нашего государства со стороны разработчиков, которые ни с кем не согласовали свои планы.

Отмечу, что сравнение дизайнов двух завершенных проектов ВБ свидетельствует, что координация деятельности по компонентам проектов, просто-напросто дублировались и «кочевали» из одного проекта в другой (в дизайне проекта ВБ «Сельское образование» (2004-2011) - сумма 15 млн долларов и в проекте ВБ «Поддержка реформ в секторе образования» (2014-2018) – сумма 16,5 млн долларов - совпадают компоненты, цели и задачи компонентов (смысл один и тот же, изменяется только название!!!).

Вашему сведению предоставляется таблица для сравнения дизайнов двух завершенных проектов ВБ:

1.      Координация деятельности по компонентам проектов, которые дублируются и «реализуются» из одного проекта в другой.

Факт: в дизайне проекта ВБ «Сельское образование» (2004-2011) - сумма 15 млн. долларов США и в проекте ВБ «Поддержка реформ в секторе образования» (2014-2018) – сумма 16,5 долларов США совпадают компоненты, цели и задачи компонентов (смысл один и тот же, изменяется только название).

Компоненты, цели и задачи проектов

Примечание

Проект ВБ «Сельское образование» (2004-2011) сумма 15 млн. долларов США

Проект ВБ «Поддержка реформ в секторе образования» (2014-2018) – сумма 16,5 долларов США

совпадают

1.Улучшение, оптимизация учебного плана

1.Улучшение, оптимизация учебного плана

совпадают

2.Внедрение новых процедур методов оценки деятельности учителя и успехов учащихся начальной и средней школы

2.Оценивание обучения (4 классы). Улучшение качества преподавания в начальной школе (повышение квалификации учителей НШ)

совпадают

3.Обеспечение учебниками и методическими пособиями

3.Обеспечение учебно-методическими комплексами

совпадают

4.Реформа финансирования образования

4.Улучшение контроля и повышение подотчетности, реформа финансирования образования

совпадают

 

5. Поддержка проводимой реформы предметных стандартов 5-9

Новый компонент

 

Примечание: в 2016 году компонент «обеспечение учебно-методическими комплексами» проекта был приостановлен по моему заявлению от 23 декабря 2015 года, направленного в офис ВБ (Вашингтон) по ошибкам ОРП ВБ при МОН КР во время подготовки технических спецификаций для разработки и тиражирования учебников 5-6 классов. В связи с чем, после всех моих замечаний и требований, офис ВБ (Вашингтон) принял все замечания и полностью изменил ТЗ. Учитывая системные ошибки, допущенные в период работы, специалисту по учебникам и учебным материалам ОРП И. Сарыбаеву был объявлен выговор и рассматривался вопрос соответствия занимаемой должности А. Айнекеновой, руководителя ОРП ВБ при МОН КР. Однако, ни с чем такое несоразмерное грубое нарушение, допущенное со стороны А.Айнекеновой и М.Усеналиевым, под покровительством министра К.Исакова так и остались «под прикрытием».

Реальность свидетельствует, что цели и задачи этих проектов не достигли должного успеха, то есть «а воз и ныне там». Не решив предыдущие задачи, нельзя переходить поспешно на новые субъекты и объекты изменений в сфере образования.

 

Уважаемый Сооронбай Шарипович, прошу Вас поручить соответствующим органам:

-           Правительству КР взять на контроль процесс обсуждения дизайнов проектов ВБ, АБР, не отдавать на откуп министру К.Исакову, специалисту по образованию представительства ВБ Г. Султановой и привлеченным министром образования консультанту А. Айнекеновой, начальнику УДШВО М.Усеналиеву;

-           пересмотреть дизайн проектов ВБ «Образование для будущего», отказаться от создания ОРП при МОН КР, реализацию проектов возложить на МОН КР с прямым финансированием; включить компонент по обновлению и внедрению предметных стандартова также по обеспечению учебниками. В настоящее время есть опасения, что учащиеся общеобразовательных школ не получат к сентябрю 2020 года учебники нового поколения для 7-9 классов, разработка для 10-11 классов не стоит на повестке МОН КР, так как в новых проектах не предусмотрен компонент учебники, несмотря на то, что ежегодно выделяются 120 млн сом. из республиканского бюджета. Так на протяжении последних двух лет (в 2019 г. секвестрированы 70 млн.сом, и в 2020 г.под угрозой 40 млн. сом.) по вине МОН идет не освоение бюджетных средств, выделяемых на издание школьных учебников.

- Деятельность ОРП ВБ при МОН КР по проведению международных конкурсных торгов (МКТ) на тиражирование и доставке учебников 5-6 классов усугубила и так непростое положение с арендой книг. В то время, как аренда книг позволила бы снять бремя с государства и полностью обеспечить за счет их самоокупаемости, детей учебниками и способствовало бы широкому доступу к качественному образованию и воспитанию грамотного поколения.

-           Генеральной прокуратуре КР провести надзор над исполнением требований соблюдения национального законодательства в сфере образования по итогам реализации проектов международных доноров (взять на контроль ход следствия уголовного дела в ГКНБ КР, по учебнику «География» для 6 класса с нанесением ущерба государству более 32 млн. сом и привлечь к ответственности специалиста по образованию представительства ВБ Г. Султанову, директора ОРП ВБ при МОН КР А. Айнекенову, специалиста ОРП ВБ И. Сарыбаева, начальнику УДШВО М.Усеналиева). Впервые в КР возбуждено уголовное дело в секторе образования в рамках проекта ВБ;

-           Счетной палате КР провести государственный аудит эффективности реализации проекта ВБ «Поддержка реформ в секторе образования» (сумма 16.5 млн дол США) на определение степени реализации задач и достижения целей проекта. Инспектирование финансовой деятельности:

·                    актуальность, результативность, устойчивость;

·                    достигнутые результаты проекта соизмеримы с первоначальными или измененными задачами проекта;

·                    если были задержки реализации проекта, то как это повлияло на качество образования;

·                    результаты проекта имеют серьезные недостатки в достижении целей проекта, которые неизбежно оказали отрицательное влияние на результативность проекта и т.д.

-           Создать комиссию и проверить деятельность начальника Управления дошкольного, школьного и внешкольного образования МОНКР М.Усеналиева, который своей некомпетентностью и бездействием способствовал провалу данного проекта и разрушению системы образования. Управление, которым он руководит, является одним из главных компетентных органов МОН КР, в обязанности которого возлагается реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование вопросов сферы образования, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций. Я неоднократно ставила перед министром К.Исаковым вопрос об его отстранении от занимаемой должности, так как он занимает данный пост свыше 20 лет без результативности работы во всех сферах дошкольной и школьной системы образования.

-    пересмотреть структуру государственного управления системой образования, который разрабатывается и утверждается Правительством Кыргызской Республики в пределах полномочий, отведенных ему законом (Статья 34 Закона КР “Об образовании”), где необходимо внести изменение и дополнение по назначению рруководителей структурных подразделений МОНКР сроком не выше 5 лет.

 

-              Правительству КР начать процесс определения нелегитимности долга, неподлежащим выплате Кыргызской Республикой перед Всемирным Банком (ВБ) по двум проектам: «Сельское образование» (2004-2011) - сумма 15 млн. долларов США и «Поддержка реформ в секторе образования» (2014-2018) – сумма 16,5 долларов США, в итоге 31,5 млн. долларов США, так как данные проекты вошли в противоречия с обязательствами страны по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Выплата осложнит положение с внешним долгом КР и свяжет те финансовые ресурсы, которые в противном случае можно будет направить на поддержку образования.

up