06:04, 25 апреля 2024 Чт

ГСБЭП нарушает закон о статусе депутата, обыскивая дом Жумалиева?

ГСБЭП нарушает закон о статусе депутата, обыскивая дом Жумалиева? — Today.kg

Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями на днях демонстративно провела обыск в домах и офисах депутата Жогорку Кенеша Кубанычбека Жумалиева. Хотя, как заявлет адвокат, закон о статусе депутата не позволяет этого делать.

Проверка имущества парламентария, напомним, началась после провокационных призывов якобы политического движения «Чон Казат». Нужно сказать, что член этого движения, в прошлом работник Генеральной прокуратуры (как он туда попал, это отдельный вопрос), а ныне «кухонный блогер» Сыймык Жыпыкеев призывал выйти на поход на богачей, утверждая, что те нажили имущество нечестным путем. Он назвал около 30 фамилий. Понятно, что это были голые популистские заявления, чтобы набрать очки.

До этого «Чон Казат» для «раскачки» движения «придумали» раздачу гумпомощи, кричали о справедливости, пытаясь заработать симпатии пользователей соцсетей.

Однако вот в чем загвоздка – три организатора движения – вышеупомянутый Жыпыкеев, Максат Мамытканов и Канат Хасанов –  вроде юристы. Они не могли не знать, что призывы к насилию, грабежу, розни людей по имущественному признаку, захвату частной собственности - это голое беззаконие. Получается, что номинальные юристы специально делали безапелляционные заявления в надежде, что все потом само собой пронесет? 

Возникает логичный вопрос - какова реальная цель «Чон Казата»?  Стоит отметить, что 7 мая следственная служба МВД назначила лингвистическую экспертизу по следам выступлений С.Жапыкеева в соцсетях. Согласно заключению экспертизы, в высказываниях Жапыкеева имеются призывы к массовым акциям, к активным действиям и призывы к насилию над гражданами, то есть признаки преступления, предусмотренного ч.3 ст. 264 (призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти, а равно призывы к насилию над гражданами) Уголовного кодекса КР. Что и требовалось доказать. Видимо, «Чон Казату» нужна была дешевая популярность и повод попасть в списки политических партий.  Что только для этого не сделаешь...

Теперь посмотрим на юридическую сторону проверки имущества парламентария правоохранительным органом в лице Финпола. Кубанычбек Жумалиев – избранный народом страны депутат Жогорку Кенеша. Закон «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» гарантирует независимость депутата ЖК. Гарантии призваны обеспечивать свободу и автономность депутата как члена парламента, представителя избирателей и гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Главное назначение гарантий независимости состоит в том, чтобы обеспечить свободу выражения мнений при осуществлении депутатских полномочий.

В части 2 статьи 24 закона о статусе депутата Жогорку Кенеша говорится, что «жилье, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписка, средства связи, а также документы, принадлежащие депутату Жогорку Кенеша, не подлежат досмотру и обыску».  Этот же закон гласит, что «оскорбление депутата Жогорку Кенеша, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде, а также любые агрессивные действия, направленные против него, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики».

Но сотрудники Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями, видимо, не читали этих законов.  Они ворвались в дом депутата ЖК с обысками, потому что не знают законодательство?

Напрашивается вопрос – может ли рядовой гражданин Кыргызстана рассчитывать на защиту со стороны государства, если даже народный избранник подвергается преследованиям со стороны лиц, чья провокационная деятельность вызывает вопросы у думающей части общества?  

На сегодня адвокат К.Жумалиева  Бактыбек Жумашев обжаловал действия ГСБЭП в судебном порядке. По его словам, обыск проводился с нарушением законов. При этом, как отметил адвокат, никаких компрометирующих депутата сведений, предметов или данных во время обыска найдено не было.  
  

up