23:30, 28 марта 2024 Чт

"Говорят о чердаках, а присваивают квартиры". Как мэрия вводит в заблуждение горожан

Говорят о чердаках, а присваивают квартиры. Как мэрия вводит в заблуждение горожан — Today.kg

Несколько дней подряд в сети не утихает скандал по поводу составленного реестра муниципального имущества, в который попали 1,4 тысячи многоквартирных домов Бишкека.

Мэрия распространила сообщение о том, что информация фейковая и они не претендуют на частную собственность. В муниципалитете сослались на постановление правительства №460 от 30 октября 1995 года, согласно которому жилищный фонд якобы был передан из государственной собственности муниципалитету.

Также мэрия указала, что с 1991 года действует закон о приватизации жилищного фонда КР, в соответствии с ним горожане имели право на приватизацию жилья. Однако в многоэтажках, помимо квартир, имеются и лифты, чердаки, подвальные помещения, которые не были приватизированы и находятся на балансе города.

Редакция Kaktus.media поговорила с юристами и решила подробно рассказать, как мэрия в очередной раз пытается ввести горожан в заблуждение.

 

Постановление №460 не передает жилищный фонд, подвалы и чердаки муниципалитету

Постановление №460, на которое ссылается мэрия, не передает подвалы и чердаки муниципалитету. В этом постановлении от 1995 года говорится, что в муниципальную собственность переходят организации, учреждения и предприятия. Там нет и речи о жилищном фонде. Ознакомиться с документом и перечнем переданных объектов можно здесь.

В перечне указаны детсады, больницы, школы и другие учреждения. Также там есть ЖЭУ, которые никогда не были собственниками жилых или нежилых помещений, если мэрия имеет ввиду их под жилищным фондом.

ЖЭУ были государственными управляющими компаниями, которые обслуживали государственные квартиры, а не владели ими. Примерно, как ТСЖ сейчас, только государственное. Квартиры были в собственности у государства, а не у ЖЭУ, так как у них никогда не было документов на жилые помещения. ЖЭУ, речь о которых идет в постановлении, - это здания со всем материальным ресурсом на балансе, техникой и прочим.

Во исполнении постановления №460 аналогичный документ принял и Бишкекский городской кенеш, где приложен точно такой же перечень передаваемых объектов, среди которых нет жилищного фонда. То есть ссылка мэрии на постановление №460, по мнению юристов, как минимум, некорректна.

В многоквартирных домах не может быть никакой собственности мэрии, кроме ведомственных или вымороченных квартир, бомбоубежищ и лифтов. Иначе почему жители самостоятельно и за свой счет обслуживают свои дома - ремонтируют трубы и крыши, если их собственником якобы числится мэрия?

Тем более закон "О приватизации жилищного фонда в КР" был издан в 1991 году. То есть приватизация началась за четыре года до принятия постановления №460, которым передавались организации.

Когда квартиры приватизировали, определялась их стоимость. И это была стоимость не только помещения внутри. Это стены, крыша, подвалы и прочее. Это была стоимость всего дома. В приватизацию не входили только магистральные трубы, инженерные сооружения, деревья и подстанции снаружи домов.

 

Говорят о чердаках, а указывают квартиры

По информации мэрии, они не претендовали на частную собственность.

Но в реестре, который подготовило УМИ, указаны номера домов и черным по белому написано "жилые помещения", а это и есть квартиры. Там нет речи о подвалах и чердаках. И если чиновники имели ввиду их, то и должны были это указать.

То есть информация, распространяемая в СМИ, далеко не фейк, как заявляет мэрия. Реестр составляли не активисты и СМИ, а сотрудники муниципалитета.

Именно этот реестр разослали городским службам, а в феврале 2020 года на планерке в мэрии его презентовал начальник УМИ Нурдин Тынаев. Тогда тоже возник спор между ним и бывшей главой ОФ "Наше право" Каличой Умуралиевой, которая пыталась доказать, что это незаконно. Умуралиева ссылалась на статью 247 Жилищного кодекса, согласно которой крыши, подвалы и лестничные площадки являются общим имуществом жильцов, а не мэрии. Тынаев в свою очередь уверял, что нежилые помещения домов для них своего рода обуза, от которой они с удовольствием бы избавились, но не могут.

Примечательно, что мэр Азиз Суракматов тогда искренне удивился, что многоквартирные дома включили в список муниципального имущества. После долгих разъяснений он пришел к выводу, что везде бардак и что УМИ с районными администрациями должны провести работу с жильцами по созданию ТСЖ и вернуть жильцам их имущество: чердаки, подвалы и прочее.

 

пропорции

 

После февральской планерки реестр исчез с сайта мэрии. ОФ "Наше право" написали письмо в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить законность действий главы УМИ Нурдина Тынаева по включению многоквартирных домов в реестр. В марте 2020 года ответила городская прокуратура, которая ничего незаконного не выявила.

"Они должны были дать прокурорское предостережение мэрии, что такие вещи не допустимы. Но они ничего этого не сделали", - говорит представитель ОФ Светлана Антропова.

 

Что будет если реестр утвердят?

По словам Светланы Антроповой, перед тем как реестр внесут на заседание Бишкекского городского кенеша, его должны вынести на общественное обсуждение.

Если мэрия утверждает, что не претендует на частное имущество, то должна исключить из документа жилые помещения и отдать жителям подвалы и чердаки.

"А если они решили просто рейдерски отобрать квартиры, то должны будут через суд отменить приватизацию. Мэрия не хочет отдавать имущество жильцам. По городу много помещений, которые сдаются в аренду мэрией, те же подвалы. Мы несколько раз судились за них. Если документ примут, то это чревато тем, что они отберут, сдадут или продадут все подвалы. Но это могли бы делать и жители, чтобы деньги шли на содержание дома и его ремонт", - говорит она.

Также активистка отметила, что если муниципалитет возьмет весь жилищный фонд на себя, то должен будет все это обслуживать - ремонтировать, обеспечивать дворниками и уборщиками подъездов.

Кроме того, мэрия, как собственник, должна будет вернуть жителям деньги, на которые они перекрывали крыши и обслуживали свои дома все эти годы.

up