11:33, 25 апреля 2024 Чт

Для чего Путин едет в Кыргызстан. Мнение экспертов

28 марта этого года КР посетит с государственным визитом президент России Владимир Путин. Эксперты рассказали Sputnik Кыргызстан о возможной повестке дня его переговоров с коллегой Сооронбаем Жээнбековым.

Ранее Жээнбеков, выступая на открытии пограничного комплекса в селе Отукчу Кадамджайского района Баткенской области, заявил, что госвизит главы РФ поднимет кыргызско-российские отношения на более высокий уровень. О предстоящем визите Путина он говорил и на встрече с зампредседателя российского правительства Константином Чуйченко.

Безопасность на первом месте

По мнению руководителя Евразийского аналитического клуба, политолога Никиты Мендковича, вопрос обеспечения безопасности будет одним из главных в разговоре двух президентов.

Председатель Евразийского аналитического клуба и эксперт Российского совета по международным делам Никита Мендкович во время интервью на радиостудии Sputnik Кыргызстан © Sputnik / Табылды Кадырбеков Председатель Евразийского аналитического клуба и эксперт Российского совета по международным делам Никита Мендкович

"Очевидно, что ситуация в Афганистане и связанные с ней угрозы станут главной темой переговоров. Кыргызстан уже получает соответствующую помощь в рамках ОДКБ, и, возможно, стороны обсудят усиление Вооруженных сил республики. В СМИ муссируется вопрос открытия второй российской военной базы, но думаю, это преждевременно. Для Москвы более целесообразно усиливать позиции в Туркменистане и Узбекистане", — пояснил Мендкович.

Эксперт по безопасности, ветеран спецслужб Максат Мамытканов считает, что без РФ обеспечить безопасность в Центральной Азии практически невозможно.

"Кыргызстану необходима вторая военная база как гарантия защиты от прорыва боевиков из Афганистана через Таджикистан. Возможно, президенты обсудят этот вопрос вкупе с другими. Как бы там ни было, тема безопасности в регионе будет ключевой на переговорах", — сказал Мамытканов.

С ним согласен доктор экономических наук, профессор Айылчы Сарыбаев, который отметил, что важна не только физическая, но и экономическая безопасность.

Доктор экономических наук, профессор Айылчы Сарыбаев © Sputnik / Табылды Кадырбеков Доктор экономических наук, профессор Айылчы Сарыбаев

"Конфликт Пакистана и Индии, напряженная ситуация на границе с Афганистаном и другие факторы являются серьезным препятствием на пути развития региональной экономики, в том числе мешают разработке межгосударственных проектов. Поэтому безопасность будет главной темой в разговоре двух лидеров", — подчеркнул Сарыбаев.

Ранее секретарь Совета безопасности КР Дамир Сагынбаев заявил, что в целях недопущения проникновения террористов укреплена линия госграницы, усиливается межгосударственное взаимодействие в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом (в том числе в рамках ШОС и ЕАЭС), а Кыргызстан и другие страны получают ощутимую военную поддержку в виде авиационного компонента сил ОДКБ — авиабазы "Кант".

Восточный экономический форум. День первый © Sputnik / Виталий АньковСтенд компании "РусГидро"

"Русгидро" поможет найти инвесторов

По словам Мамытканова, другой важной темой встречи двух президентов может стать развитие энергетики.

"Пресса муссирует тему возобновления строительства Камбар-Атинской ГЭС и Верхне-Нарынского каскада (ВНК). Для нас увеличение энергетических мощностей — важнейшая задача, но, к сожалению, самостоятельно мы не можем осилить такие крупные проекты", — уточнил эксперт.

Он отметил, что данные проекты интересны России, но много лет вопрос не был согласован с соседними странами, в частности с Узбекистаном.

"Сегодня ситуация изменилась, и Узбекистан тоже выражает заинтересованность в строительстве ГЭС на Нарыне. Не исключено даже его участие в проекте, так что, возможно, Россия вернется к обсуждению этой темы", — сказал Мамытканов.

Мендкович же полагает, что во время переговоров Путина и Жээнбекова не будет подниматься вопрос о реанимации проекта ВНК ГЭС.

"Думаю, "Русгидро" потеряло интерес к проекту. Как мы помним, компании его предложил тогдашний президент Дмитрий Медведев, и после разрыва договора российская сторона вряд ли будет возвращаться к этой теме. Хотя она, безусловно, интересна обеим странам", — заметил Мендкович.

По мнению Сарыбаева, вопрос о том, вернется ли "Русгидро" в проект, уже не имеет прежнего значения.

"Так или иначе, развитие энергетики в ЦА — один из важнейших вопросов для России. Ведь от нее зависит состояние экономики в регионе и ЕАЭС, а значит, президенты будут это обсуждать. Вероятно, дело пока не дойдет до конкретных проектов, но РФ не может упустить из внимания гидроэнергетический потенциал Кыргызстана", — заявил экономист.

Отметим, что на прошлой неделе стало известно: ПАО "Русгидро" не планирует возвращаться в проект строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС. При этом компания намерена помочь Кыргызстану с поиском инвесторов и передать им актуализированные расчеты финансовой модели проекта.

Поезда в железнодорожном вокзале Бишкека. © Sputnik / Табылды Кадырбеков Железная дорога

Россия заинтересована в ж/д Китай — Кыргызстан — Узбекистан

Эксперты считают, главы двух стран могут затронуть вопрос развития Кыргызской железной дороги.

"Кыргызстан давно нуждается в реконструкции своих железных дорог и строительстве новых веток для улучшения логистики. Возможно, президенты это обсудят. Зайдет ли речь о продаже акций КЖД, пока говорить рано, но очевидно, что кыргызская сторона может таким образом решить проблему сервиса и увеличения количества перевозок", — объяснил Мендкович.

Мамытканов уверен, что железные дороги в Кыргызстане "пришли в упадок" как в техническом, так и в логистическом плане.

"Тупиковость старых веток и отсутствие новых не только тормозят развитие промышленности в республике, но и элементарно не позволяют перевозить больше сельхозпродукции на экспорт. А ведь железнодорожные перевозки намного дешевле автомобильных", — сказал эксперт.

Он добавил, что формат сотрудничества пока не ясен. Возможно, Россия поступит в этой ситуации так же, как с убыточным "Кыргызгазом", и будет инвестировать в железнодорожную инфраструктуру немалые средства.

А вот по мнению Айылчиева, перед государством не должен стоять вопрос о продаже КЖД.

"России невыгодно вкладываться в наши железные дороги. Думаю, более целесообразно нам развивать КЖД совместно с Россией. Если удастся найти точки соприкосновения, проект будет выводным для обеих стран", — отметил профессор.

Ранее по итогам заседания Кыргызско-российской межправительственной комиссии стало известно, что РФ выразила заинтересованность в проекте строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Этим вопросом будут заниматься экспертная группа и российский Минтранс.

Белорусско-латвийская граница © Sputnik / Виктор ТолочкоФура на границе

Таможенный вопрос

Эксперты не исключают, что Жээнбеков и Путин обсудят таможенное сотрудничество в рамках ЕАЭС.

Как заявил Мамытканов, от прозрачности таможенного вопроса зависят поступления в бюджет республики.

"Прочность таможенных границ обеспечивает развитие экономики в нужном для государства русле. Сегодня, к сожалению, наша Государственная таможенная служба — одно из самых коррумпированных ведомств. Очевидно, что повышение прозрачности ее работы поможет искоренить негативные факторы. Возможно, президенты России и Кыргызстана не будут подробно обсуждать тему таможни, это все-таки прерогатива органов ЕАЭС. Но необходимые процедуры прописаны в документах союза, и когда механизм отслеживания товаров в онлайн-режиме заработает в полную силу — думаю, вопрос времени", — уточнил Мамытканов.

Мендкович, наоборот, полагает, что таможенная сфера будет одной и главных тем визита российского лидера в КР.

"Серый импорт больно бьет по экономике интеграционного союза, поэтому ситуация, аналогичная недавним таможенным проблемам России и Беларуси, может повториться и в Центральной Азии. Ведь похожие проблемы есть и в Казахстане, хотя там уже начали активную борьбу с незадекларированными товарами и коррупцией, в которой, кстати, были замешаны и представители кыргызского бизнеса, в том числе парламентарии", — напомнил Мендкович.

Он подчеркнул, что Россия, будучи стратегическим партнером, заинтересована в снижении коррупции в Кыргызстане, а этот вопрос так или иначе связан со сферой безопасности.

"Возможно, будет обсуждаться привлечение к работе таможни на внешних границах ЕАЭС специалистов из всех стран союза. Такая схема с частой ротацией позволит снизить коррупционные риски и повысить прозрачность таможенных поступлений вкупе с внедрением системы электронного таможенного декларирования. У России уже есть опыт в этой области, и он доказал свою эффективность", — заметил политолог.

По словам Сарыбаева, таможенный вопрос президенты двух стран будут обсуждать только в рабочем ключе.

"Проблема контрабанды существует не только в Кыргызстане. Серый импорт из Китая также проникает в ЕАЭС через Казахстан и Россию, хотя объемы поставок через КР не сравнимы с потоками, которые идут через российскую или казахскую границу. Очевидно, президенты будут говорить о необходимости системной работы на таможенных границах союза, но не более ", — сказал Сарыбаев.

Ранее Сооронбай Жээнбеков и Владимир Путин во время неформальной встречи в Сочи обсудили проблему защиты общего таможенного контура в ЕАЭС.

По данным Международного торгового центра (ITC), сведения таможенной статистики в Кыргызстане и Китае отличаются на 50 миллиардов долларов.

Посмотрите видео неформальной встречи Жээнбекова и Путина.

Источник: Sputnik

up