17:44, 19 апреля 2024 Пт

Казахстан. «Новое старое правительство» и приближающийся транзит

ТРАНЗИТ ВЛАСТИ «В ТЕЧЕНИЕ 12 МЕСЯЦЕВ ИЛИ ОКОЛО ТОГО»

На сайте базирующегося в США фонда Jamestown Foundation в статье «Казахстан подходит ближе к смене президента» комментируют, насколько происходящие в стране события — изменение законодательства и симптомы приближения электоральной кампании – могут указывать на скорый транзит власти в Казахстане.

«Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву в июле исполнится 79 лет, и с конца прошлого года разговоры о предстоящей преемственности значительно усилились», - пишет Jamestown Foundation (параллельно с активизацией разговоров внутри Казахстана звучат призывы «закрыть» тему транзита).​

Анализируя «резкую критику, которую президент обрушил на местные коммунальные предприятия во время заседания Совета безопасности в ноябре 2018 года» и последующее заявление о понижении тарифов на коммунальные услуги, Jamestown Foundation отмечает, что «на постсоветском пространстве существует давняя традиция давать щедрые обещания по социально значимым вопросам в преддверии всеобщих выборов - с очевидной целью угодить электорату».

Нурсултан Назарбаев редко комментирует перспективу передачи эстафеты преемнику. В ноябре 2016 года он сказал журналисту Bloomberg, что не собирается передавать власть своим детям.

«Президентские выборы в 2011 и 2015 году были досрочными. Люди ожидают, что следующие президентские выборы пройдут не в 2020, а в 2019 году. Недавние шаги Назарбаева, включая снижение коммунальных тарифов, только подлили масла в огонь догадок», - говорится в публикации. Автор напоминает, что Назарбаев в феврале попросил Конституционный совет разъяснить статью Конституции о прекращении президентских полномочий и получил ответ о том, что президент может уйти в отставку «в любой момент по любой причине».

«Недавно ходили слухи, что Назарбаев, возможно, захочет объявить о своем решении покинуть пост президента и даже представить своего преемника на съезде правящей партии "Нур-Отан". Тем не менее, существует значительный простор для маневра в условиях, пока Казахстан готовится к постназарбаевскому периоду», - пишет Jamestown Foundation.

В статье говорится, что «за последние несколько лет администрация Назарбаева заложила основу для пока неосуществленного перехода» и что «недавние события достоверно указывают на вероятность преемственности в течение следующих 12 месяцев или около того».

Нурсултан Назарбаев, за которым закреплен статус «лидера нации», получил в прошлом году право пожизненно председательствовать в Совете безопасности, который неожиданно был трансформирован из малоизвестного консультативного органа в конституционный. Совет обладает правом накладывать вето на назначения и увольнять ключевых правительственных чиновников на центральном и региональном уровнях. «На практике это означает, что, когда Назарбаев покинет пост президента, он все равно сможет влиять на решения своего преемника, а также при необходимости их блокировать», - отмечает Jamestown Foundation.

«НОВОЕ СТАРОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» И МАССОВЫЕ ЗАДЕРЖАНИЯ В ДЕНЬ СЪЕЗДА «НУР ОТАНА»

Анализируя недавние перестановки в правительстве Казахстана, издающаяся в Вашингтоне газета Diplomat тоже обращается к теме «постназарбаевской эры». В статье «Казахстан назначает новое старое правительство» рассказывается о назначениях в Астане после отставки правительства Бакытжана Сагинтаева, произошедшей на фоне массовых выступлений многодетных матерей, требующих усиления социальной поддержки.

«Мы требуем». Хроника выступлений матерей:

«Мы требуем». Хроника выступлений матерей

«Внезапное смещение Назарбаевым всего кабинета 21 февраля было расценено в некоторых кругах как свидетельство беспокойства его администрации из-за растущего недовольства по поводу широко распространенной нищеты и коррупции, в числе других проблем», - пишет Eurasianet.org.

Объявив о своем решении отправить правительство в отставку, президент пообещал обсудить новую стратегию решения неотложных социальных вопросов на съезде «Нур-Отана». «Назарбаев заявил на съезде партии, что в ближайшие три года на социальные программы будет потрачено более 1,35 миллиарда тенге (3,6 миллиарда долларов)», - отмечает Eurasianet.org.

Славословия в адрес Назарбаева на съезде его партии:

Славословия в адрес Назарбаева на съезде его партии 

Проблемы малоимущих семей привлекли внимание общества после ночного пожара во времянке в Астане в начале февраля, унесшего жизни пяти детей их одной семьи. Их родители в это время работали в ночной смене, пытаясь свести концы с концами. В последующие за этим недели общественное недовольство усилилось, в адрес власти звучали обвинения в том, что они не приняли мер по поддержке многодетных и малоимущих семей.

«Хотя первоначально казалось, что правительство может отмахнуться от этого гнева, Назарбаев, по-видимому, осознал потенциальную возможность обострения настроений и попытался предотвратить ущерб, уволив правительство. […] Стремясь отвести от себя обвинения, 21 февраля Назарбаев заявил, что он принял необходимые конституционные и финансовые меры для предоставления властям на местах полномочий по устранению недостатков в сфере здравоохранения, образования и промышленности, но эта возможность была упущена», - пишет Eurasianet.org.

ЖЕРТВЫ РАБСТВА ИЗ ШЫМКЕНТА ОБРАТИЛИСЬ В ЕСПЧ

Британское новостное агентство Reuters опубликовало статью «Казахстанские подростки уехали как сестры, вернулись как матери» о двух сестрах из Казахстана, сумевших вырваться из рабства в России. 30-летняя Фатима Мусабаева и ее 29-летняя сестра Алия смогли вернуться в Казахстан и сейчас живут со своими детьми в однокомнатной квартире в Шымкенте.

После смерти отца в 2007 году две девушки решили отправиться в Москву на заработки. Знакомый обещал устроить на работу в магазине. Работу они получили, но без зарплаты, а вместо обещанных условий их держали в подвале, кормили объедками, били и насиловали. После изнасилования у Фатимы родился сын Ринат, которого у нее сразу же отобрали.

В 2010 году Фатиме удалось сбежать, она вернулась в Казахстан и не сдавалась до тех пор, пока не добилась возвращения сына и сестры. В этом ей содействовала неправительственная организация «Сана Сезим», где девушке помогли юристы, психологи и социальные работники. Вскоре после возвращения на родину пережившая изнасилование Алия родила дочь.

Здание неправительственной организации «Сана Сезим» в Шымкенте.
Здание неправительственной организации «Сана Сезим» в Шымкенте.

Полиция в Казахстане сослалась на отсутствие полномочий, а расследование в России было закрыто. По имеющейся информации, бизнес, где сестер держали в рабстве, до сих пор действует.

В 2016 году сестры вместе с двумя другими жертвами из Узбекистана подали иск в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), сейчас он находится на рассмотрении, сообщает Reuters.

Алия работает в школьной столовой и на заправке, а Фатима шьет одежду дома и продает ее через Интернет. Они надеются заработать на удобное жилье и пытаются забыть то, что им довелось пережить.

 

up