17:46, 29 марта 2024 Пт

Мнения — Какие районы Бишкека «переживут» землетрясение и выстоят ли дома вблизи Иссык-Атинского разлома?

Мнения — Какие районы Бишкека «переживут» землетрясение и выстоят ли дома вблизи Иссык-Атинского разлома? — Today.kg

На днях на востоке Турции произошло сильное землетрясение. Эпицентр землетрясения магнитудой 6,8 находился в районе города Сивридже, однако толчки почувствовали в Сирии, Ливане и Иране. В результате погибли более 20 человек, пострадало более тысячи человек, разрушены несколько зданий.

В связи с этим журналисты решили узнать, как же обстоят дела с сейсмостойкостью зданий в Кыргызстане, в частности, в Бишкеке. Знать это важно, так как Кыргызстан — страна горная и землетрясения здесь не редкость. В большинстве случаев это слабые или средние толчки, не приводящие к сильным разрушениям, однако в истории известны и более серьезные случаи.

СНИПы или с чего начинается история

https://static-2.akipress.org/st_gallery/42/904842.18678fbd0b9390d3ca818b0705fce173.jpg

В Кыргызстане, говоря о сейсмостойкости, в первую очередь вспоминают о СНИПах — строительных нормах и правилах. Именно с этих документов начинается разговор о сейсмостойкости зданий.

По словам директора Государственного института сейсмической безопасности Асхата Сыдыкова, здания в Кыргызстане строятся в соответствии с нормативными документами по сейсмостойкому строительству. В прошлом году приняты 2 новых СНИПа: по сейсмостойкому строительству и проектированию, а также по застройке на территориях близ Иссык-Атинского разлома.

Условия по сейсмостойкости СНИПами ужесточаются, но остается вопрос — действительно ли компании выполняют эти требования и какого качества здания получает государство в результате. Глава Института по сейсмобезопасности поясняет, что здания после проектирования проходят экспертизу на соответствие нормам и правилам, а только затем строятся по проекту. В период строительства контроль ведется Госэкотехинспекцией.

«Если появляются вопросы по проверке здания на сейсмостойкость или его технического состояния, то по просьбе заказчика или проектировщика мы выезжаем и проводим исследование», - добавил он.

На вопрос о том, как именно здание проверяют на сейсмостойкость А.Сыдыков ответил, что здания, которые строятся в соответствии с нормами и правилами, по прошедшим экспертизу проектам, уже отвечают требованиям на сейсмостойкость.

«Если здание хорошо построено, то оно должно выдержать землетрясение», - сказал он.

О проектировании по нормам, правилам сейсмостойкого строительства, СНИПах, а также прохождении экспертиз сообщает Tazabek и председатель Союза архитекторов Алымбек Абдраимов. По его словам, для каждого проекта в зависимости от территории готовится отдельный расчет на сейсмостойкость.

Правила и нормы — основополагающая часть строительства, но простому обывателю слова о СНИПах и указанных в них сейсмоопасных зонах ничего не говорят. Гораздо важнее и интереснее людям знать районы, которые более подвержены риску, или, наоборот, являются более-менее безопасными.

Орто-Сайские предгория и болотистая Жибек Жолу

https://static-2.akipress.org/st_gallery/44/904844.90a9fd9ed1f0dbf29494279a59b33c8b.jpg

Как рассказывает архитектор Белек Сарымсаков, сейсмостойкость и сейсмобезопасность здания в первую очередь зависят от качества строительства. Требования по сейсмике жесткие: и советские, которые работали ранее, и те, которые приняли в прошлом году. Последние даже жестче.

«Все на совести строителей: насколько качественно выполняются работы, насколько правильно сделаны расчеты, насколько экспертиза правильно оценила. Дело в этом. По нормативной базе все в порядке и даже с запасом», - сказал он.

По мнению архитектора, степень повреждения или разрушения здания зависит от формы землетрясения. При горизонтальных толчках могут пострадать одни дома, при вертикальных — другие.

«У нас по сейсмике верхняя зона, ближе в Орто-Сайским предгориям, в большей степени подвержена вертикальным толчкам, так как там каменистые грунты. Ближе к Жибек Жолу болотистая местность и иные грунты, поэтому эта зона подвержена горизонтальным колебаниям. Проектировщики должны это учитывать. Это вопрос сложный, но все зависит от качества строительства», - сказал Б.Сарымсаков.

Говорить о том, какие могут быть последствия разрушений при сильном землетрясении в Бишкеке, а также о риске для конкретных зданий, он отказался, объяснив это множеством факторов влияния, которые могут вызвать лишнюю и необоснованную панику.

«Если говорить грубо, то расчеты делаются на те зоны и нормы, которые требуются. Если ближе к Орто-Саю, то там и разлом ближе и сейсмика выше, ниже Жибек Жолу похожая ситуация. В срединной зоне Бишкека 8-9 баллов. Все зависит от толчков — природы», - добавил он.

«Опасные хрущевки» и просчитанные новостройки

https://kabarlar.org/uploads/posts/2016-12/1481196589_bishkek-stolica-kirgizii.jpg

Как рассказывает председатель Союза архитекторов А.Абдраимов, согласно сейсморайонированию, основная часть многоэтажных зданий строится в 8-бальных зонах — на конусе выноса рек Ала-Арча и Аламедин.

«Там гравийные грунты. Например, в северной части города многоэтажная застройка не ведется, потому что там 9 баллов и более, а также просадочные грунты. Районы севернее и западнее центра Бишкека, тот же Кызыл-Аскер, более подвержены повреждениям при землетрясении из-за грунтов и качества строительства. Тем более, в северной части высокое стояние грунтовых вод. Все это в совокупности дает такой эффект», - сказал он.

Отвечая на вопрос о том, какие дома пострадают в первую очередь при сильном землетрясении: старые или новые, а также что больше скажется на степени разрушений: «возраст», качество зданий или приближенности к разлому, глава Союза архитекторов отдал приоритет современности.

«В 40-50 годы расчетов на сейсмостойкость не было. Многие здания, которые были построены в 50-года, имеют деревянные перекрытия, которые уже прогнили. Они имеют большой износ. Тем более, они сделаны из кирпича и на сейсмику рассчитаны не были. Хорошо, что они не очень высокие — 2-3-4 этажа. Если говорить о безопасности многоэтажных домов, которые строятся ближе в Южной магистрали или за ней, вблизи разлома, тот там есть своя зона тектонического разлома. Они идут отдельными расчетами. В основном, сейчас строят на территориях, которые не попадают в зону влияния разлома. В зоне влияния построены в основном 2-3-этажные дома, многоэтажные дома в той зоне стараются не строить. То, что строят в пределах Токомбаева — это 8-бальная зона, благоприятная», - сказал он.

Таким образом, по мнению А.Абдраимова, под больший риск попадают старые дома в северной части или центре города, чем новые дома, которые строятся в районе Южной магистрали.

«В 80-х годах панельные или каркасные дома стали строиться с расчетами на сейсмостойкость. Те же хрущевки были построены, как временное жилье. Говорили, что в 80-е годы построим коммунизм и поставим более устойчивые дома. Дома 80-годов более-менее хорошего качества, в большем риске находятся блочные кирпичные дома», - сказал он.

Что будет с домами на Иссык-Атинском разломе?

https://static-2.akipress.org/st_gallery/49/904849.460ed56dfcc34b9cdd0208d9273f2734.jpg

Все эти строения находятся в более-менее безопасной зоне. Большее опасение у людей вызывает приближенность Иссык-Атинского разлома и построенные в зоне его влияния дома. По словам директора Государственного института сейсмической безопасности А.Сыдыкова, опасения не безосновательны.

«Иссык-Атинский разлом — это очаг землетрясения. По мере удаления от него землетрясение затухает. По новому СНИПу зона влияния разлома составляет 3 км: по 1,5 км на север и юг. Далее идет деление на 5 зон. В зависимости от этих зон прописаны типы зданий, которые можно строить. К примеру, в первой зоне — 200 метров на север и 100 метров на юг — вообще ничего строить нельзя. Чем ближе к разлому, тем ниже этажность и легкость конструкций. На территории республики у нас насчитывается более сотни разломов, а мы боимся одного», - сказал он.

Директор Института сейсмологии НАН КР Канатбек Абдрахматов объяснил, как определить, где проходит магистральная линия разлома простому обывателю, которому сложно разобраться в карте СНИПа.

«Если посмотреть в сторону гор, то вы увидите предгорья, на которых развивает флаг Кыргызстана, а дальше виден Кыргызский хребет. Иссык-Атинский хребет проходит у подножья гор, перед флагом. В пределах разлома мы прокопали 6 траншей, которые позволили нам изучить, когда происходили события, как быстро двигаются крылья разлома (одна часть поднимается вверх — низкие предгорья, вторая часть стоит на месте или опускает вниз — это там где стоит Бишкек)», - сказал он.

Как рассказывает К.Абдрахматов, скорость смещения крыльев разлома составляет 2,9 мм в год. Это большая скорость — если в зоне разлома, на трещине, поставить дом, то через 10 лет одна половинка дома поднимется на 3 см, через 15 лет — на 4,5 см.

«Это спичечный коробок, никакой дом таких смещений не выдержит. Смещения по Иссык-Акитскому разлому происходят не постоянно, разлом имеет импульсный характер — долго молчит, а потом в единый момент смещается на величину до 2-2,5 метров. Напряжение копится. Если на месте разлома поставить любое сооружение, то при сильном землетрясении оно не выдержит и развалится. Среди населения бродят байки, что при сильном землетрясении земля откроется, все туда упадут и она закроется. Ничего подобного, потому что разлом находится в режиме сжатия. С таком случае трещины не раскрываются», - сказал он.

К.Адрахматов поведал, что недавно с немецкими коллегами сотрудники института пробили траншею в 10 км на запад от Бишкека, в районе села Белек, и обнаружили факт — оказывается, землетрясения по разлому происходили 600 лет назад, 5 тыс. лет назад, и 10 тыс. лет назад. Также было сильное землетрясение в 1985 году в районе села Беловодское.

«Мы пытаемся разгадать загадку, когда будет следующее землетрясение. Сегодня единственное, что мы можем сказать — это то, что сильных смещений по разлому не будет. Наверное», - сказал он.

Запрет на строительство вблизи разлома: Почему?

https://static-2.akipress.org/st_runews/.storage/runews3/images/photo_sa/5592ea90118e0e1ad52f4dad5556c291.jpg

По мнению директора Института сейсмологии К.Абдрахматова, строить в зоне движения категорически нельзя. Речь идет о первой зоне, в которой могут произойти поверхностные разрушения и будут движения крыльев разлома.

«Никакие объекты строительства не выдержат их движения. Что касается зон, которые достаточно далеко от линии, то там строить можно, но при соблюдении антисейсмических мероприятий. Вопрос заключается в том, какова зона, в которой строить нельзя», - пояснил К. Абдрахматов.

По его мнению, данные о первой зоне — 200 метров не север и 100 метров на юг — не верные. На самом деле нельзя строить близи магистральной линии разлома: на север — на 250 метров, на юг — 1,5 км. Эта территория опасна тем, что там могут быть трещины.

Территория, примыкающая к Ысык-Атинскому разлому, по степени пригодности к строительству подразделяется на 5 зон:

зона 1 - включает территорию, располагаемую в пределах 100 м на север и 200 м на юг от магистральной линии разлома;

зона 2 - включает территорию, располагаемую на расстоянии в пределах от 100 до 300 м на север от магистральной линии разлома;

зона 3 - включает территорию, располагаемую на расстоянии в пределах от 300 до 500 м на север от магистральной линии разлома;

зона 4 - включает территорию, располагаемую на расстоянии в пределах от 500 до 1500 м на север от магистральной линии разлома;

зона 5 - включает территорию, располагаемую в пределах от 200 до 1500 м на юг от магистральной линии разлома.

«Что касается территории в пределах Бишкека, там строить можно, так как разлом опасности не представляет. Если здания построены в соответствии со СНИПами, то землетрясение опасности не представляет. Здания ближе к разлому должны выдержать 9 баллов, ближе к центру города должны выдержать 8 баллов. Разлом проходит вдоль предгорий, на некоторых участках пересекает село Чон-Арык, а если грубо говорить, то разлом идет также вдоль забора Госрезиденции №1», - пояснил он.

Длина разлома, как сообщает директор института, составляет примерно 150 км: от села Сосновка до Токмока. Он пересекает несколько десятков сел, некоторые условно делятся им пополам.

«Если в Бишкеке мы худо-бедно знаем, где он находится, есть запретительные зоны, то в тех селах ничего подобного нет и люди строят где хотят. Часто строят на линии разлома, а она опасна не только потому, что там происходит смещение. Она опасна еще и тем, что там могут выходить радиоактивные газы, типа радона. Там повышенные геофизические поля. Это может приносить большой вред людям, которые живут там долгое время. Они подвергаются облучению», - сказал он.

Сарай на разломе

https://static-2.akipress.org/st_gallery/40/904840.4cab43ec9860342c5a4192702b261ede.jpg

Заимствованное фото СМИ

По словам директора Института сейсмологии НАН КР Канатбека Абдрахматова, институт много лет назад построил сарай на месте разлома. Он функционирует до сих пор, периодически проводятся исследования. Это сооружение наглядно показывает влияние разлома.

«В этом сарае можно увидеть трещину. Самое интересное — стена в стену с нашим сооружением кто-то построил дом в 3 этажа. Он стоит прям на трещине. Вы смотрите в одну сторону и видите трещину, смотрите в другую сторону — там стоит дом. Мы как-то пытались узнать хозяев, но люди там недоброжелательные», - сказал он.

В целом получается, что нормы прописывают требования для строительства, но незаконное строительство так и ведется, а люди продолжают жить в опасных участках.

Источник: Tazabek

up