02:15, 9 августа 2020 Вс

Разыскиваются родные кыргызских моряков, погибших на подводной лодке

Разыскиваются родные кыргызских моряков, погибших на подводной лодке — Today.kg

В поисковое движение Кыргызстана "Наша Победа-Биздин Жениш" обратился командир московского поискового отряда Виктор Александрович, который попросил найти в Кыргызстане родных двух военных моряков, погибших во время Великой Отечественной войны.

В мае 2015 года подводная лодка времен Великой Отечественной войны "М-95" была найдена 10-й экспедицией "Поклон кораблям Великой Победы" у северо-восточного берега острова Гогланд в точке с координатами 60 05,13" северной широты и 27 03,53" восточной долготы. И как позже выяснили поисковики, двоих ждали в Киргизской ССР: одного – Ивана Веденева в Орловке, а второго - Алексея Водянникова во Фрунзе по улице Киргизской.

Мы попросили ответить на вопросы руководителя экспедиции 2015-го года Константина Богданова, который пояснил, что лодку обнаружили в Финском заливе, прямо напротив острова Гогланд.

- Ее корпус лежал на глубине примерно 65 метров. В ходе совершенной серии погружений дайверам удалось установить, что лодка погибла от подрыва на мине. Все члены экипажа погибли", - сказал Богданов.

Взрыв, как выяснили участники экспедиции, произошел в носовой части М-95. Находившаяся в подводном положении лодка сумела "проползти" несколько десятков метров и легла на грунт. После этого район, где она находилась, бомбил противник.

- Рубочный люк закрыт. Кормовой люк приоткрыт, но придавлен согнутым леером - скорее всего, члены экипажа, оставшиеся в кормовых отсеках, пытались выйти, но не смогли его открыть. По итогам экспедиции составлен отчет, который передали в Минобороны для того, чтобы эта точка была учтена в списке погибших лодок. Лодка объявлена братской могилой", - рассказал Богданов.

Также руководитель экспедиции был рад тому, что в Кыргызстане готовы помочь в поиске моряков. В этом году намечается экспедиция по поиску еще одной малютки- подводной лодки М-96.

По словам Константина Богданова, на лодке М-95 установлена мемориальная табличка со списком имен членов экипажа. совершена панихида по погибшим.

Как считают военные историки, подлодка М-95 вышла на сложнейшую боевую задачу по проникновению в район западнее Гогланда 11 июня 1942 года. 14 июня на минном поле у северной оконечности Гогланда произошли два мощных взрыва, зафиксированные наблюдателями, а после этого район восточнее Гогланда в течение нескольких дней подвергался интенсивной бомбардировке катерами и самолетами финнов.

Чтобы на родине помнили

Важно отметить, что командир московского поискового отряда Виктор Александрович не прошел мимо информации, которую возможно всю жизнь ждут в семьях моряков. Он написал руководителю поискового движения Кыргызстана "Наша Победа-Биздин Жениш".

" Я задался целью сообщать жителям всех городов, о том что их земляки похоронены в нашем районе, ведь нам тоже не безразлична их судьба. Мои книги есть в 15 публичных библиотеках, включая Ленинскую. Вы знаете, лодку ведь не поднимали. так что хорошо бы найти родных, собрать информацию о героях, передать в школьный музей по месту их рождения и службы. Это будет настоящая память При подготовке книги о военных моряках встретил упоминания о ваших земляках, решил написать." - пояснил он.

Представители поискового движения Кыргызстана тщательно изучили информацию о погибших на подлодке моряках, и обнаружили новые подробности биографии погибших.

Установили, что капитан-лейтенант 3 дивизиона подводных лодок Краснознаменного Балтийского Флота Алексей Евгеньевич Водянников - настоящий воин-профессионал. В армии с 1931 года. В информации указано, что он награжден только орденом Красная Звезда, но оказалось он был представлен также к ордену Ордену Красного Знамени и это только за первые месяцы войны.

"Представление о его награждении есть в архиве, но к сожалению, мы не нашли отметки о том наградили ли его, подписал ли документ вышестоящий командир. И нам это еще предстоит выяснить. Но самое главное – нашли описание его подвигов, и это эпизоды войны, которые требовали выдержки, мужества, и решали судьбу боя, десятков, сотен людей, а может и сражений", - рассказали поисковики.

Из представления к награждению орденом Красной Звезды: " Проявил мужество и стойкость в приготовлении торпедного оружия для подлодки 3-дивизиона подводных лодок. Зимой 1941-1942 года, в трудных условиях, в очень ограниченный срок, под руководством товарища Водянникова подлодка произвела ремонт торпед своими силами на корабле. Торпеды, которыми стреляли подводные лодки Щ-303 и Щ-406, подбили 8 (восемь) транспортов противника общим водоизмещением 62 тыс. тон.

Из представления к ордену к ордену "Красное Знамя": "6-го августа 1941 г был послан командованием военно-морской базы Ручьи взорвать немецкую переправу в районе Омути на реке Нарова. По этой переправе противник перебрасывал воинские части и технику на остров посередине реки и сосредотачивал там силы для атаки на наши войска.

1. В группу вошли ст. лейтенант Пупков, ст. лейтенант Водянников, мл сержант Старостенко и шофер Больтиков. Взяв 10 патронов "ПР", десять мин типа Р группа 5.08.1941 выехала на машине к месту переправы. Днем 6.08.41 разведкой установлено что переправа состояла из трех рядов бревен с настилом на проезжей части. Водянников сам участвовал в подносе взрывчатых веществ к району взрыва, и как специалист подрывник готовил взрыв. Наведена была только первая переправа на остров. Другая половина готовилась за островом в ночное время.. Подход к переправе был невозможен из-за минометного и пулеметного обстрела в дневное время. В ночное время из-за лунного освещения подход тоже был невозможен. С 6.08.41 по 11.08. 41 успели только в ночное время приготовить бревно со всем ВВ, которое взяли с собой, но отправить его по течению. Успели сделать только ночью. Противник зажег минами дом на берегу и зарево пожара не давало подойти. После того как зарево пожара отступило старший лейтенант Водянников вплавь отбуксировал плот за середину реки и пустил его по течению. Через 40 минут последовал взрыв, который разрушил переправу. Пловец Воднянников благополучно возвратился. Вся группа вернулась на базу.

2. по заданию командования лично, в составе команды в 30 человек участвовал в подготовке военно-морской базы Ручьи к уничтожению. По очагам взрыва было развезено 49 тонн взрывчатки, 50 мин кв-3 129 мин типа г 100 патронов пр 280 ящиков с горючей смесью. 30 августа при подходе противника Военно-морская база Ручьи была полностью уничтожена в течении 5-ти часов. В тот же срок он обучил подрывному делу 15 человек.

3. С сентября по ноябрь 1941 года, командуя пиротехническим 3-им взводом саперной ротой МПВО –разоружал неразорвавшиеся бомбы и снаряды. Всего разоружил 3 бомбы и 15 снарядов. Это дало возможность ряду цехов Морзавода г Кронштадт не прекращать работу, а по инструкции надо было неразорвавшиеся снаряды уничтожить на месте – отчего пострадали бы цеха. При этом Водянников обучил личный состав Пиротехнического завода разоружать снаряды и мины."

С фронта Водянникова Алексея Евгеньевича ждали: жена Шнитовская Софья Устиновна, дочь Янина, мать Александра (отчество неразборчиво). В карточке указан адрес – Фрунзе, улица Киргизская 129, а также г. Ленинград, Троицкое поле д 1. Возможно, семья была в эвакуации.

Старший краснофлотец, старший рулевой подводной лодки "м-95" Иван Александрович Веденин, судя по рассекреченным документам, также входил в состав экипажа этой подлодки. Он родился в 1921 году, в селе Орловка Чуйской области. Также из документов удалось узнать, что в армию призывался из города Ростова на Дону Ростовским военкоматом. Там же проживал его отец Веденин А. И. А вот мама проживала в Киргизской ССР в селе Орловка , Быстровский район, ЦБУП.

В базах данных и Алексей Водянников и Иван Веденин числились пропавшими без вести. А в одном документе на Ивана Веденина указано Место захоронения: Балтийское море, Финский залив, ш 60.05.13N, долго 27.03.53 Район Гогланд.

История "Малютки"

Теперь подводная лодка "М-95" признана братской могилой, в том числе и наших моряков.

"М-95" подводная лодка XII серии. Заложена 25 декабря 1938 года на заводе № 196 в Ленинграде под стапельным номером 119. 11 сентября 1939 года подводная лодка была спущена на воду, 20 ноября 1939 года вступила в строй, и 12 декабря 1939 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Начало Великой Отечественной войны "М-95" встретила на Ханко, где незадолго до этого прошла докование. Командовал кораблем старший лейтенант (затем капитан-лейтенант) Федоров Леонид Петрович (вступил в должность командира в декабре 1940 года). Субмарина входила в состав 8-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок. В первый день войны подводная лодка перешла в Палдиски, а затем в Таллин. 16 июля командующий КБФ вице-адмиал В.Ф. Трибутц приказал выделить часть субмарин 8-го дивизиона в распоряжение Коменданта Береговой обороны Балтийского района (БОБР) генерал-майора береговой службы А.Б. Елисеева. 19 июля преданные подводные лодки прибыли в Триги, и уже 21 июля "М-95" вышла в море для несения дозора в районе острова Рухну. Вечером того же дня при срочном погружении из-за дефекта конструкции клапана газоотвода на лодке залило дизель, и ей пришлось вернуться.

31 июля "М-95" вышла в район Усть-Двинска, но встреч с кораблями противника не имела. Из-за минной опасности (мины были выставлены советской авиацией и сторожевыми кораблями) подводная лодка имела указание не подходить к берегу ближе, чем на 5 миль. Утром 6 августа "М-95" вернулась в Куйвасте, где, постоянно подвергаясь налетам немецкой авиации (отражено около 40 авианалетов), простояла до 12 августа.

13 августа "М-95" перешла в Таллин. К концу августа 1941 года положение войск, оборонявших эстонскую столицу стало критическим, поэтому в Ставке прияли решение о эвакуации частей и кораблей флота, оборонявших базу. В ходе прорыва флота из Таллина в Кронштадт "М-95" была включена в состав отряда прикрытия, и 30 августа благополучно завершила переход.

Опасаясь прорыва гитлеровского флота к Ленинграду, советское командование выделило часть подводных лодок для развертывания на подступах к Кронштадту. Вечером 10 октября "М-95" вышла в Нарвский залив (позиция № 6). В ходе патрулирования лодка 20 раз касалась корпусом о грунт. Кроме того, корабль преследовала череда поломок (четыре раза выходили из строя кормовые горизонтальные рули, потребовался ремонт перископа). Подводная лодка продолжала оставаться на позиции до 19 октября, после чего самостоятельно вернулась в Кронштадт. В этот же день "М-95" перешла в Ленинград, где на заводе № 196 ("Судомех") встала на ремонт.

15 декабря 1941 года при стоянке у стенки завода от близкого разрыва авиабомбы подводная лодка получила пробоины в прочном корпусе.

В ночь с 9 на 10 июня 1942 года "М-95" перешла из Ленинграда в Кронштадт. На переходе подводная лодка и сопровождавший ее бронекатер "БКА № 212" были обстреляны артиллерией противника. На субмарине обошлось без повреждений, но шедший с подводной лодкой бронекатер получил прямое попадание и понес ощутимые потери в экипаже, двое было убито, пять человек ранено.

Вечером 12 июня "М-95" прибыла на Лавенсари, откуда утром 13 июня вышла в район Западно-Гогландского плеса. Не пробыв на позиции и суток, подводная лодка разрядила торпедные аппараты по стоящему на камнях еще с 1941 года транспорту "Шауляй". (Потоплен в ходе Таллинского прорыва германской авиацией 29 августа). Оставшись без боезапаса, подводная лодка вынуждена была вернуться на Лавенсари.

Загрузив торпеды, 14 июня 1942 года "М-95" снова вышла в море, в этот раз навсегда. На следующий день наблюдательные посты противника на острове Гогланд и советские на острове Лавенсари, а так же катера дозора отметили большой силы двойной подводный взрыв по маршруту следования подводной лодки. Масляное пятно в этом месте держалось до 11 июля 1942 года. "М-95" подорвалась на мине финского заграждения "Рукаярви-Б", всего в паре миль восточнее бухты Сууркюля.

Справка: Подводные лодки типа М - "Малютка" - самые малоразмерные подводные лодки в Советском Союзе в период Великой Отечественной войны. Предназначаясь для ближней защиты берегов и морских баз, они оказались способны вести успешные боевые действия даже у побережья противника, во вражеских гаванях.

Конструктором "Малютки" серии XII, к которой принадлежит обнаруженная М-95, стал Петр Иванович Сердюк. Серия состояла из 46 лодок. 28 из них вошли в строй до войны. Балтийский флот получил 9 ПЛ, Черноморский – 10, Северный – 6, Тихоокеанский – 3. Ещё 18 субмарин были переданы флоту уже в годы войны.

Источник: Вечерний Бишкек

up