16:08, 29 марта 2024 Пт

Я в шоке от количества еды на тоях — откровенное интервью с Крестининым

Три недели назад завершился крупнейший чемпионат континента — Кубок Азии по футболу. За это время футболисты и тренерский состав национальной сборной успели отдохнуть, набраться сил и проанализировать ошибки. Несмотря на критику в свой адрес, спортсмены уверены, что футбол в Кыргызстане вышел на новый уровень и впереди нас ждут большие успехи. В интервью журналистам радио Вадиму Осадченко и Наталии Князевой главный тренер сборной Александр Крестинин поделился эмоциями от прошедших игр и планами.

— Александр Сергеевич, удалось отдохнуть после Кубка Азии?

— Да, я только что вернулся из отпуска. Мы, к сожалению, мало бываем дома с семьей и родителями. Но в целом батарейки зарядили, к сезону готовы! 

— В отпуске получилось отключиться полностью или ваш отдых все равно связан с какой-то частью работы?

— Отключиться не получается, конечно. Я случайно забыл телефон в аэропорту и сутки был без связи. Так меня нашли через жену и сына…

— Не боитесь, что сейчас, на волне успеха, у сборной появятся как враги, потому что успех порождает как минимум завистников, так и друзья, которые могут оставаться с вами до тех пор, пока вы не оступитесь?

— Во-первых, ничего не изменится, так было всегда. Мы к этому готовы, у нас своя дорога, свои задачи.

Еще раз подчеркну: это общий успех, но все-таки нужно понимать, что из четырех игр мы проиграли три. Это много! Наша следующая задача — стать более стабильными в достижении результата на фоне качественной игры. Наша победа в том, что болельщики поверили в команду, а игроки — в себя. Мы убедились, что конкурентоспособны на этом уровне, и теперь должны достичь новых результатов через такой же качественный, агрессивный, мощный, наглый футбол.

— А вы представляете, что нужно сейчас делать, чтобы усилить этот успех? Каких-то новых игроков, может, пригласить, усилить физическую подготовку…

— Представляем, конечно, потому что эта картина сложилась не на Кубке Азии. Поступательное движение идет уже четыре года. У нас есть свое видение, как двигаться дальше, и в первую очередь нужно больше работать. Сегодня мы готовы сделать следующий шаг как в тактическом обучении, так и в физических амбициях.

Что касается игроков: сборная — это конкретные люди в конкретный день. Я не знаю, как все будет складываться даже через месяц. Дай бог, чтобы никто не получил травм, потому что на Кубке Азии у нас было несколько серьезных потерь. До чемпионата из строя выбыли Байматов и Майер, уже при подготовке — Ислам Шамшиев, Аваз Откеев… Кто будет готов, те и будут играть.

— После триумфа, с которым вас встречали болельщики по возвращении в Бишкек, не было мыслей бросить все и уехать?

— Нет, наоборот! Все только начинается! Задач сейчас очень много. Мы попали на качественно следующий уровень, надо на нем не то что остаться, а прогрессировать.

Мы стараемся объективно делать выводы. Что бы сейчас ни говорили о рефери последней игры на Кубке Азии, мы ведь сами три раза попали в штангу… Да, могли забить и нам, но это уже второй вопрос. Если бы мы вырвались вперед на последних секундах, никакой судья бы не помог.

— Когда вы начинали свою карьеру, были полузащитником, потом защитником, как-то даже выступили в роли вратаря. В Кыргызстане некоторое время вы были играющим тренером. Перейдя полностью на тренерскую работу, не скучаете по игре? Не возникает порывов выскочить на поле и показать ребятам, как нужно играть?

— Чем больше возраст, тем ближе к своим воротам (смеется). Нет, таких моментов не бывает, мы достаточно двигаемся во время тренировок. Хватит уже! Мы свое отбегали, пускай теперь другие это делают.

— Поговорим об отечественном футболе. На наш взгляд, клубным играм в Кыргызстане не хватает зрелищности. Как считаете, что нужно сделать, чтобы она появилась?

— На 100 процентов с вами согласен. Давайте разбираться. Наша сборная была конкурентоспособна лишь потому, что большая часть команды — это игроки "Дордоя". Если вы посмотрите игры этого футбольного клуба, то поймете, что они проходят интенсивно и красиво. Мы так работаем, а другие работают не так. Поэтому и людям это не очень интересно, поэтому и результаты не те, которые мы хотели бы видеть на клубном уровне. Считаю, что в данном случае нужно пересматривать отношение к самим себе, прибавлять в организации и методологии тренировочного процесса, а тренерам — учиться друг у друга.

— Простите, но думаю, финансовый вопрос обойти стороной все же не получится. В одном из интервью на вопрос, почему ваши подопечные не победили на соревнованиях, вы сказали, что тогда команда испытывала большие финансовые трудности.

— Это было в Кочкор-Ате. Мы бесплатно играли два месяца!

— Не секрет, что и сейчас финансирование футбола в КР не на самом высоком уровне. Игроки съездили на Кубок Азии, увидели, как все должно быть и сколько могут зарабатывать футболисты в других странах. Влияет ли денежный вопрос на членов сборной Кыргызстана?

— Деньги — это не смысл жизни, но без них все равно никак. Мы с ребятами решили, что сначала нужно решить все вопросы на поле, а то, что вне поля, решится автоматически. Если игроки будут конкурентоспособны и начнут побеждать, то им не придется ничего просить, наоборот, им будут предлагать выгодные контракты.

Наша цель — выиграть матч, а не получить за него деньги, хотя, наверное, отделять одно от другого не стоит. Взять ту же Кочкор-Ату: после двух месяцев бесплатных игр половина команды разбежалась, а половина осталась, и мы стали серебряными призерами. Наверху все видно, и все воздастся.

— Что нужно сделать, чтобы футбол вошел в жизнь людей по-настоящему? Чтобы фанаты по улицам ходили и на матчи… Потому что сейчас все происходит от случая к случаю: приехала к нам команда Австралии, все вспомнили, что у нас есть сборная по футболу, и пошли болеть. А сейчас, уже после кубка, все снова начнет забываться…

До нашего прихода билеты на отечественный футбол раздавали бесплатно, а сейчас они продаются и 10-12 тысяч мы собираем. А вообще, формула проста: победы и алкоголь объединяют людей! (смеется).

Конечно, футбол надо развивать массово. К примеру, что такое хороший стадион? Это когда болельщик приходит на игру и хотя бы не мерзнет! Это когда болельщику комфортно следить за игрой, когда ему хочется взять с собой на матч жену, ребенка… Это тоже развитие футбола.

Довольно много 12-летних детей начинают в нашей стране заниматься футболом, но до профессиональных команд вырастают единицы, так и должно быть. Но представим, что есть человек, который всю жизнь занимался футболом в хороших условиях, в душе он стал "футбольным", но что-то не заладилось. Может, он выучится на другую специальность и в будущем станет спонсором команды или построит стадион! Какой-то другой малыш будет на этом стадионе тренироваться и станет хорошим футболистом. Вот в этом поступательном движении и есть развитие и популяризация футбола. Нужно делать продукт.

— По поводу детского и юношеского футбола. Вы работали тренером детской команды. Как оцените развитие этой отрасли в Кыргызстане?

— Я не оцениваю работу коллег, но для начала нужно сказать, что наши дети тренируются в очень плохих условиях. Вот сейчас зима. Куда вести их тренироваться? Нужны ведь манежи, хорошие раздевалки…

Я общался с людьми из Кыргызстана, которые живут сейчас в России. Они уверены, что у нас неперспективно вкладывать в ребенка на футбольном поприще. Я всегда отвечаю, что действительно так и было, но сейчас мы эту ситуацию стараемся менять.

Уже сейчас можно готовить хороших футболистов. Федерация футбола много внимания уделяет контролю тренерского образования, и небольшие сдвиги уже есть. Два раза в год мы ездим по стране, раздаем тренерам методики, и люди начинают себя проявлять.

— У нас страна восточная, со своим менталитетом. Когда вы набираете людей в сборную, никто не советует взять определенных игроков? Вы это сами делаете?

— Уже не советуют. Раньше были попытки, но я их пресек на первой же секунде.

— В нашей сборной есть возрастные игроки, такие как, к примеру, Мирлан Мурзаев, и есть совсем молодые, как Эрнист Батырканов. Вы понимаете, что в ближайшей перспективе придется столкнуться со сменой поколений в команде? Готовы к этому?

— Готовы, это уже происходит. У нас уже сейчас есть Батырканов, Кадырбеков, Акматов… В нашем случае смена поколений тесно связана с травматизмом. К сожалению, у нас очень небольшой выбор футболистов для сборной. Хочешь-не хочешь, а привлекать молодежь приходится. И это со всех сторон перспективно.

Есть среди молодых футболистов, конечно, такие ребята, которые неправильно оценивают свое положение. Мы видим, что в перспективе они могут заменить опытных игроков, и берем в сборную. Но! В первую очередь мы делаем это для того, чтобы футболисты поняли, о каких скоростях и мощностях идет речь, как нужно выкладываться на тренировках и относиться к себе. А ребята думают, что они уже игроки приличного уровня, и начинают хвастать, а это неправильно.

— Насколько быстро, на ваш взгляд, состояние кыргызстанской спортивной медицины позволяет игрокам возвращаться в строй? Или вы в команде пользуетесь каким-то особенным медицинским ресурсом?

—Для нас это катастрофическая проблема. Я, честно говоря, не до конца знаю, на каком уровне в Кыргызстане медицина, но уверен, что в определенных областях есть оборудование и люди, которые умеют с ним работать. Стоматологи здесь точно неплохие, есть хорошо оперирующие хирурги. А вот спортивная медицина однозначно не на том уровне, который необходим.

Да, врачи, которые работают в сборной, ездят по разным странам, чему-то учатся, но и то не получают знания в том объеме, в котором должны. С другой стороны, скажите, а мы вообще что-то делаем в стране для того, чтобы у нас появилась спортивная медицина?

Вот, предположим, я отучился и стал специалистом по спортивной медицине. Где я буду работать? Если меня не позовет федерация, куда мне идти? Хотя по идее врачи ведь нужны не только в игровых видах спорта, у нас и борцы выступают на очень высоком уровне.

Надо обучить людей, дать им квалификацию. Надо изыскивать возможности, потому что медицина — это неотъемлемая часть спорта. Медики должны помогать спортсменам восстанавливаться, обеспечивать им фармакологически верное питание, да так, чтобы не использовать допинг.

Конечно, нам ответят, что сейчас нет возможности, но возможности нет никогда! Я думаю, что нужно воспитать, к примеру, определенное количество докторов с гарантированным местом работы. Мы должны вложиться в кого-то.

Даже при подготовке к Кубку Азии я знал, что спортсменам нужно принимать определенные препараты, а у нас врачи про них даже не слышали! Мы вышли из этой ситуации, но в целом это не дело. Многие элементы питания для спортсменов здесь даже не продаются: а зачем, если никто покупать не будет…

— Как вы морально готовите игроков к матчам?

— Мы смотрим видео игр соперников, анализируем их тактику, просматриваем съемки своих тренировок, проводим индивидуальные и командные беседы. А вообще, когда у человека порядок в жизни, то и на работе он выкладывается по полной.

— Как вы относитесь к идее организовать кубок ЕАЭС или СНГ? Почему у нас так много политических и экономических объединений с соседями, а спортом это почти не поддерживается?

— Мысль-то хорошая, но в какое время проводить такие игры? Сборные могут играть только в даты FIFA, в другое время клубы своих игроков просто не отпустят. Можно было бы проводить встречи в отпускное время, но ведь футболисты тоже хотят отдыхать.

В целом можно было бы подумать над организацией каких-то молодежных игр. Национальные сборные не нуждаются в большем количестве встреч, а вот молодежь можно "обкатать".

— Скажите, простой болельщик или журналист может попасть на тренировку национальной сборной?

— Если мы готовимся к краткосрочным, но очень ответственным турнирам, то тренировки, конечно, закрытые, остальные проходят в открытом режиме, заходите, смотрите. Другое дело, что никто не ходит: ни тренеры, ни болельщики.

— Чему вы больше всего удивились в Кыргызстане, когда приехали сюда, и чему не прекращаете удивляться по сей день?

— Как проводятся праздники. Шесть горячих блюд, и все нужно съесть! Зачем столько?! Столы ломятся от еды, фруктов… Я все, конечно, понимаю, но зачем так много? Люди тратят время, готовят, выносят все это на столы, а ты уже после второго блюда физически не можешь есть!

— Вы так рассуждаете, будто никогда не принимали участие в многодневном праздновании Нового года.

— Это другое (смеется)! Там хоть не подряд, что-то из холодильника достается.

Источник: Sputnik

up