10:58, 19 апреля 2024 Пт

Госдолг Кыргызстана характеризуется умеренным риском долгового кризиса, - доклад МВФ

Официальные органы и персонал МВФ согласились, что бюджетное правило должно
устанавливать верхний предел дефицита бюджета на уровне 3% ВВП, но
разошлись во мнениях по поводу измерения дефицита, уровня верхнего предела
государственного долга и методов измерения бюджета. Об этом говорится в докладе персонала МВФ для консультаций 2019 года.

В документе говорится, что персонал МВФ отметил некоторые возможности для улучшения ситуации.

Специалисты международной организации считают, что:

Во-первых, дефицит бюджета необходимо учитывать в соответствии руководству по статистике государственных финансов МВФ (РСГФ), то есть включать перекредитование убыточных предприятий государственной собственности (ПГС) в качестве капитальных грантов, вносящих вклад в дефицит, а не в качестве статьи финансирования.

Во-вторых, как было рекомендовано в рамках технической помощи МВФ и подтверждено обновленной калибровкой, предпочтительней, чтобы бюджетное правило ограничивало долг на уровне 60-65, а не 70% ВВП, чтобы обеспечить запас прочности.

«Для укрепления доверия к бюджету дополнительные расходы следует утверждать предварительно в дополнительном бюджете, а не допускать решением подкомитета Парламента с закреплением фактических расходов в дополнительном бюджете», - приводится в докладе.

В МВФ считают, что официальные органы не были убеждены в достоинствах предложенного подхода к учету перекредитования убыточных ПГС. Для них 70% ВВП выглядели более приемлемым верхним пределом, учитывая опыт 2015 года, когда снижение курса сома приблизило государственный долг к 70 %. Они также предпочли сохранить текущую гибкость корректировки бюджета для урегулирования непредвиденных обстоятельств.

При этом, официальные органы и персонал МВФ согласились, что для поддержания
устойчивости долговой ситуации необходима постоянная бюджетная дисциплина и
дальнейший прогресс в управлении государственными финансами и в улучшении деловой среды.

«Государственный долг, в основном на льготных условиях, по-прежнему характеризуется
умеренным риском долгового кризиса. Однако прогноз долга остается уязвимым, особенно к
замедлению роста реального ВВП и экспорта и снижению курса кыргызского сома. Для
преодоления этих факторов уязвимости официальные органы планируют сохранять осторожный подход при принятии и гарантировании новых долговых обязательств, укреплять бюджетную дисциплину, улучшать управление государственными инвестициями и продолжать улучшать деловую среду для сохранения экспортного потенциала страны после закрытия основного золотого месторождения», - говорится в документе.

up