15:38, 28 марта 2024 Чт

Как производитель человек уже становится ненужным, а как потребитель становится очень важным, - В.Иноземцев

Как производитель человек уже становится ненужным, а как потребитель становится очень важным, - В.Иноземцев — Today.kg

 Доктор экономических наук Владислав Иноземцев 3 сентября, в ходе выступления в «Ельцин-центре», напомнил, что услуги почты, международной телефонной связи, просмотр фильмов и музыки сегодня являются бесплатными.

Он рассказал о нескольких направлениях в экономике, о которых раньше было сложно предположить.

«И поэтому экономисты, в большинстве случаев, и сегодня пытаются их осмысливать, но не включают их в общую экономическую картину мира, строят свои концепции, в общем то на основе старых представлений», - сказал он.

В.Иноземцев добавил, что есть несколько трендов, которые станут основными в ближайшее десятилетие.

«Первый такой тренд заключается в том, что в последнее десятилетие мы увидели огромный скачок в области информатизации и новых технологий», - сказал он.

Он добавил, что эти новые технологии казались достаточно примитивными и дополняющими.

«То есть, раньше были книжные магазины, потом появился Amazon который стал продавать книги по интернету. Раньше были авиакомпании, которые торговали билетами в своих кассах, потом появились системы бронирования. Вроде бы это был переход количественный, книги продолжили читать, самолеты продолжили летать», - сказал он.

Экономист считает, что за развитием дополняющих технологий скрывалось большое изменение в информационной экономике.

«И то что мы увидели в последние лет 20-25, это процесс появления абсолютно новой сферы в экономике, которая стала развиваться по законам не индустриального мира», - сказал он.

В.Иноземцев объяснил отличие новой сферы экономики.

«Потому что если мы посмотрим на любой тренд индустриальной эпохи — мы увидим что продукция любых отраслей совершенствовалась и параллельно дорожала», - сказал он.

Он добавил, что средний автомобиль в США в начале 20 годов прошлого века стоил $2,5 тыс., а в конце века подорожал до $28 тыс.

«Безусловно машина была намного более совершенна, напичкана автоматикой, ездила быстрее, тратила меньше топлива. Но так или иначе это был приблизительно тот же пример потребления, который серьезным образом дорожал и конкуренция шла в ценовом диапазоне. И так происходило по большинству товаров», - сказал он.

Экономист добавил, что начиная с начала 80 годов XX века начался новый тренд на снижение стоимости электроники, а услуги почты и международной связи на сегодня стали бесплатными.

«В сфере компьютеров, мобильных телефонов, систем передачи данных произошло не просто снижение цены, по мере роста потребительских качеств. А это очень легко прослеживается, мы можем вспомнить сколько стоил компьютер с цветным экраном в начале 90-х, сколько он стоит сейчас, даже не говоря о том, насколько совершеннее стала продукция.

Мы прекрасно помним, сколько стоили переговоры по мобильной связи, даже по стационарной связи — международные звонки, и что сейчас вообще никто за них не платит», - сказал он.

Он добавил, что поскольку многие услуги стали бесплатными, 25% расходов, которые человек совершал в 1996 году, сегодня не производятся.

«Мы не платим за почту, поисковики, получение контента (фильмов, музыки). Реально возникает целый сектор экономики, который производит продукт который отдается бесплатно. Это явление которое в экономике до сих пор не существовало в природе», - сказал он.

Экономист добавил, что система индустриального производства была основана на том что затраты на производство товаров возмещаются за счет их продажи.

«Сейчас оказывается, что главная продукция десятков корпораций, самых дорогих в том числе — Facebook, Alphabet ничего не стоит, она не продается, компании не получают доходы со своего прямого потребителя, что в нормальной экономической системе не могло бы существовать», - сказал он.

Он объяснил, что компании зарабатывают на данных своих потребителей.

«Доход получается обходным путем. Вы бесплатно пользуетесь почтой, вы бесплатно ищите в интернет интересующую вас информацию, скачиваете фильмы, музыку. Но при этом, если вы что-то начали искать, то неожиданно выясняется через несколько дней, что вы завалены предложениями соответствующей продукции.

Ваши данные, поиски, предпочтения, эмоции собираются этими огромными компаниями и монетизируются через рекламодателей», - сказал он.

Экономист назвал такой способ получение доходов новым явлением.

«Потому что мы оказываемся перед феноменом, что у человека возникает не просто рабочая сила. В данном случае вы ничего не производите, ваша рабочая сила никем не эксплуатируется.

Но у вас возникает дополнительная способность и качество, может эмоциональный капитал, что-то еще, и это качество используется крупными корпорациями в области информационных технологий, для того чтобы получить доход от общения с вами, которое вам ничего не стоит», - сказал он.

В.Иноземцев добавил, что пока неясно к каким экономическим изменениям приведет получение доходов от «эмоционального капитала» людей.

«Совершенно точно ясно, что сегодня человек становится гораздо более комплексным экономическим субъектом, чем раньше. Если добавить сюда масштабы роботизации, интернета вещей, умных домов и прочего, то можно придти к выводу, что человек становится более важным для экономики как потребитель, чем как производитель. Потому что как производитель этот человек уже становится ненужным, а как потребитель он становится очень важным», - заключил он.

Экономист добавил, что такая логика может предполагать внедрение универсального базового дохода.

«Который раньше был непостижим, потому что капиталистическая система требовала как можно меньше платить зарплаты, потому что тогда возникала большая прибыль. Сейчас возникает другая ситуация — чем больше вы даете людям денег, тем больше у компаний, корпораций возникает прибыли», - объяснил он.

Он добавил, что экономика меняется незаметно.

«Нам кажется по прежнему, что существуют товарно-денежные отношения, тяга к прибыли, конкуренция между компаниями, она действительно есть, все это существует, но внутри под этими видимостями и формальными процессами лежит очень серьезно изменившееся основание, которое нельзя не оценивать и не пытаться анализировать», - объяснил он.

up